В мае 2022 года в Государственную Думу внесли обновленный законопроект, который касается пассажирских перевозок — ФЗ № 121564-8. В народе его так и окрестили «Новый закон о такси 2022 года». Рассказываем, что нового ждет пассажиров и к чему готовиться водителям.
Все поправки расписаны на 135 страницах нового Закона о такси. Мы разбили их на шесть положений.
Самозанятые лица могут получать разрешение на работу в такси и внести свое транспортное средство в реестр. Но закон будет запрещать им использовать авто в личных целях — этот пункт вызвал дискуссию среди общественников. Их оппоненты напротив согласны с тем, что такси должны иметь знаки отличия и ездить согласно путевым листам.
Список нарушений, по которым можно лишиться права перевозить пассажиров:
Если разрешение аннулировано, через год можно подавать заявление заново.
Запрет работать в такси с судимостью прописан в другом ФЗ № 155 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». Это касается граждан, которые имеют непогашенную судимость за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.
Допустимо установить устройства, которые не позволяют водителю засыпать за рулем и следят за его состоянием. Пока это необязательное требование.
Закон о такси ограничивает и разрешает полностью запретить работу водителей на территории аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов.
В каждом регионе хотят ввести три реестра:
Еще предполагается создать единую государственную информационную систему легковых такси, где будет храниться информация из трех реестров.
Все системы призваны усилить контроль над качеством автомобилей, т.е. не соответствующие требованиям не должны оказаться на линии. Для компаний появится стимул внимательнее подойти к выполнению своих обязанностей: разрешение на перевозку может быть аннулировано или приостановлено, и информация отобразится в реестре.
Если заказы службы такси выполняют более 5 тыс. автомобилей в сутки, то компания должна открыть представительство в данном субъекте.
Проект Закона о такси 2022 разграничивает, когда за причиненный ущерб здоровью пассажиров отвечает агрегатор такси, а в каких случаях — водитель и компания-перевозчик.
В разрешении, которое выдается водителям, будет указан регион, в котором допустимо принимать заказы. Работать в любом другом субъекте — запрещено, а вот отвезти пассажира туда можно.
Перевозчики имеют право разрабатывать свою сетку тарифов, исходя из класса комфортности автомобиля, времени суток, дня недели, загруженности дорог и прочих параметров. Но обязательно в договоре между компанией и службой такси прописывается система тарифов: информация о ее размере публикуется на официальных сайтах двух организаций.
В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) на законодательном уровне могут устанавливать минимальные тарифы, а еще максимальное количество такси, действующих на территории.
Среди новых обязанностей компаний-перевозчиков — хранить в бумажном или электронном виде и не менее шести месяцев данные о времени вызова, его продолжительности, пунктах маршрута и номере телефона пассажира. По запросу следственных органов информацию нужно незамедлительно передавать, а в случае электронных баз — предоставить удаленный доступ.
Размер платы зависит от тарифа, который принял перевозчик и служба такси, и от установленных на законодательном уровне значений. Возможно возвращение таксометров — механических устройств и программных приборов.
Предположительный срок вступления в силу Федерального Закона о такси — март 2023 года.